Создать пост
Новые посты
Мои посты
Блоги:
 
21
Съемочная группа Подписаться на блог
Состав съемочной группы и должностные обязанности
Итак, предлагаю коллективными усилиями перечислить те профессии, которые делают кино. Очень часто, особенно когда нужно составить договор с тем или иным специалистом, продюсеры, юристы, директора картин начинают ломать головы: где взять список обязанностей специалиста? Как правильно называется его профессия (например, что писать в договоре "оператор", "оператор-постановщик", а может старосветское "кинооператор").
В финальных титрах любого фильма ("братской могиле") мы видим сотни фамилий, бывает и по 5 минут перечисляются профессии кинодеятелей. Кто же они?
Начну не по порядку, чтоб никого не обижать.

ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ

Должностные обязанности взяты из старого и очень редкого советского сборника по нормативам кино. Оцените, как точно все описано.

Разрабатывает и осуществляет общий творческий замысел образно-выразительного показа характеристик действующих лиц фильма, их костюма и личного реквизита. Раскрывает стилевое, тональное, колористическое решение, правдиво характеризующее изображаемую эпоху средствами мастерства художника по костюмам в соответствии с авторским сценарием, режиссерской трактовкой и изобразительно-декорационным решением фильма. Создает изобразительную экспликацию костюмов действующих лиц, эскизы персонажей групповок, массовок и их костюмов к конкретным съемочным объектам, сценам, эпизодам. Решает изобразительно-образные задачи всего ансамбля действующих лиц и их костюмов в тесном контакте с художником-постановщиком фильма на основе изучения изобразительного и документального материала. Обеспечивает совместно с кинорежиссером-постановщиком, главным кинооператором и художником-постановщиком фильма идейно-художественное качество фильма, его изобразительное решение, участвует в определении его стилевого единства и постановочных особенностей. Определяет объем и характер изобразительно-постановочных средств по костюмам, участвует в составлении календарного плана и генеральной сметы на постановку фильма. Руководит разработкой чертежей и эскизов деталей костюмов и личного реквизита, изготовлением монтировочных таблиц и описанием работ. Обеспечивает соблюдение плановых сроков готовности эскизов и всех подготовительных работ по реа¬лизации замысла костюмов; за соблюдением сметных ассигнований на костюмы. Является художественным руководителем всех работ по изготовлению, приобретению и подбору костюмов.

ЗВУКООПЕРАТОР

Раньше эта должность называлась именно так, теперь профессия чаще называется - звукорежиссер.

Должностные обязанности. Руководит работой по созданию и осуществлению звукового решения фильма в соответствии с общим художественным замыслом. Обеспечивает художественное и техническое качество звука в кинокартине. Разрабатывает совместно с кинорежиссером-постановщиком и композитором план звукового построения фильма. Участвует в разработке постановочного проекта в части звукового решения фильма, Календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подготавливает все расчеты к смете на звуковую часть фильма. Проводит запись кинопроб актеров. Выявляет голосовые и дикционные данные актеров, определяет оптимальные режимы для качественной записи актерских проб. Участвует в утверждении музыкальной экспликации и готовой музыки к фильму. Проводит специальные пробные записи, необходимые для получения особых звуковых эффектов. Участвует в выборе интерьеров и мест натурных съемок, выявляя акустические условия, влияние различного рода помех, возможности расположения звуковой аппаратуры. Участвует совместно с кинорежиссером-постановщиком, главным кинооператором, художником-постановщиком в утверждении эскизов и приемке декорационных сооружений на соответствие их требованиям звукозаписи, в разработке мизансцен, намечая расстановку микрофонов и способы их панорамирования. Производит речевое и шумовое озвучание и запись музыки. Участвует в отборе дублей. Принимает готовность всего звукового тракта к началу съемки. Контролирует работу звуковой бригады. Выдает задания и принимает работу шумовой бригады. Создает и обрабатывает фонограммы звуковых компонентов для создания требуемых звуковых образов и фактур, руководит монтажем звуковых пленок, проводит перезапись. Отбирает фонотечный материал, идущий в картину, и готовит его к перезаписи. Создает при перезаписи общую звуковую композицию фильма из составных звуковых элементов картины. Обеспечивает соблюдение норм и сроков, установленных Календарно-постановочным планом и генеральной сметой, а также своевременную сдачу качественных исходных материалов по озвучанию фильма.

продолжаем почетный список...

АССИСТЕНТ ЗВУКООПЕРАТОРА

Должностные обязанности. Выполняет под руководством звукооператора творческие и технические задания по звукозаписи и звуковому оформлению фильма. Обеспечивает правильную эксплуатацию и сохранность находящихся в его ведении технических средств. Готовит площадку для звуковых съемок. Выявляет звуковые помехи. Проверяет готовность звукозаписывающей аппаратуры, следит за исправностью и установкой микрофонов. Проводит по заданию звукооператора запись отдельных фонограмм. Участвует в создании и обработке фонограмм звуковых фактур и композиций, в отборе фонотечных фонограмм, подготовке звуковых материалов к монтажу и перезаписи. Контролирует своевременное и качественное изготовление копий фонограмм, ведет учет расхода пленки. Участвует в монтаже звуковых пленок, перезаписи фильма и изготовлении исходных материалов. Принимает участие в разработке мероприятий по совершенствованию звуковой выразительности фильма.
Должен знать: основы звукооператорского мастерства; основные технологические процессы; основы музыкальной культуры; звуковые свойства музыкальных инструментов; основы художественной передачи звука и звукооформления в кино; принципы стереофонической звукопередачи; звуконосители и их характеристики; звукозаписывающую аппаратуру; микрофоны и контрольные устройства; вспомогательные устройства для звукозаписи; правила эксплуатации звукозаписывающей аппаратуры и кинооборудования; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

Двигаемся дальше.

РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК

Должностные обязанности. Руководит творческо-производственным процессом создания кинофильмов. Вырабатывает вместе с автором сценария идейно-художественную концепцию произведения и воплощает ее кинематографическими средствами на экране. Обеспечивает правильную трактовку литературного сценария, высокий идейно-политический и художественный уровень постановки. Консультирует автора в процессе его работы над литературным сценарием. Руководит и участвует в работе по созданию постановочного" проекта фильма. Изучает материалы, касающиеся отражаемой в сценарии фильма исторической или современной действительности. Представляет на утверждение творческо-производственную разработку литературного сценария. Разрабатывает режиссерский сценарий на основе утвержденного литературного сценария. Составляет вместе с директором съемочной группы, главным кинооператором, художником-постановщиком, кинорежиссером лимитную смету на постановку фильма, календарный план и смету на период режиссерской разработки и подготовительный период. Участвует в составлении Календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Подбирает творческий состав съемочной группы. Решает с художником-постановщиком и главным кинооператором изобразительную трактовку фильма.
Утверждает списки сценическо-постановочных и технических средств, выделяемых для съемок. Принимает совместно с художником-постановщиком, главным кинооператором, директором съемочной группы и звукооператором эскизы, планировки и описания работ по декорациям, костюмам и реквизиту, эскизы и разработки по комбинированным съемкам, декорации и натурные сооружения в их комплексной готовности. Участвует совместно с композитором и звукооператором в создании музыкальной и звуковой экспликации фильма. Принимает и утверждает тексты песен и музыку, снимаемые под фонограмму. Подбирает исполнительский состав и представляет на утверждение директору киностудии. Устанавливает количественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен. Проводит репетиции с актерами на основные роли. Утверждает готовые костюмы, модели для массовок, гримы актеров-исполнителей. Выбирает совместно с главным кинооператором, художником-постановщиком и директором съемочной группы места натурных съемок. Обеспечивает полную творческую подготовленность к каждому съемочному дню, непрерывность производственного процесса и высокую организацию труда съемочной группы на всех этапах работы. Отбирает дубли. Готовит отснятый материал к обсуждению. Осуществляет контроль за подготовкой объектов к съемке. Утверждает плановые задания съемочной группе. Обеспечивает соответствие фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию, выполнение плановых сроков на всех этапах производства фильма, а также соблюдение статей генеральной сметы. Определяет монтажный ритм фильма и переходы между отдельными сценами. Устанавливает совместно с композитором точный метраж эпизодов, которые должны сопровождаться музыкой. Утверждает шумовые фонограммы. Участвует в сдаче законченного фильма. Принимает участие в формировании тематического плана киностудии. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

КИНОРЕЖИССЕР, ВТОРОЙ РЕЖИССЕР

Должностные обязанности. Осуществляет организацию творческо-производственного процесса создания фильма. Доводит до каждого работника съемочной группы творческий замысел кинорежиссера-постановщика, контролирует его выполнение. Обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Участвует в разработке лимита смет на период режиссерской разработки и подготовительный период, а также в работе над Календарно-постановочным планом и генеральной сметой. Организует своевременное проведение работ над постановочным проектом, участвует в его создании и защите. Руководит работой по созданию пообъектных разработок. Организует подбор иконографического материала. Составляет актерский, график. Участвует в выборе мест натурных съемок. Работает по подбору актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Организует фото-и кинопробы актеров. Проводит предварительно репетиции с актерами, руководит массовыми и групповыми съемками, организует второй план и при необходимости осуществляет самостоятельную съемку отдельных планов и эпизодов. Обеспечивает правильное расходование средств, выделенных в генеральной смете на оплату актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Участвует в составлении оперативных планов и ежедневных отчетов о работе съемочной группы. Назначает и готовит съемки. Осуществляет тщательную и всестороннюю подготовку каждой съемочной смены, обеспечивая слаженность и непрерывность творческого процесса. Назначает и готовит актеров на съемку. Организует просмотр и обсуждение отснятого материала. Подготавливает параллельно работы, предусмотренные Календарно-постановочным планом или по заданию кинорежиссера-постановщика. Ведет контроль за соответствием фактически отснятого полезного метража метражу, утвержденному по режиссерскому сценарию. Руководит работой ассистентов и помощников кинорежиссера. Осуществляет совместно с творческим коллективом весь комплекс работ по дублированию фильма, а также сокращение и перемонтаж копии. Обеспечивает художественное качество дубляжа, правильность режиссерской трактовки образов дублируемого фильма. Участвует в составлении сметы и календарного плана на дублирование фильма. Участвует в озвучании фильма и записи музыки. Изготавливает рекламные ролики, сдает рекламные и другие материалы, входящие в постановочный проект, по окончании производства фильма в информационный отдел киностудии. Руководит работой по заполнению монтажных листов. Обеспечивает правильное выполнение договорных отношений с актерами. Изучает и пропагандирует передовой опыт по организации работы в съемочных группах. Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины.

АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА ПО АКТЕРАМ

Должностные обязанности. Исполняет творческие и организационно-производственные задания режиссера-постановщика и кинорежиссера фильма. Обеспечивает выполнение работ по подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера-постановщика. Представляет кинорежиссеру-постановщику для выбора и утверждения кандидатуры актеров. Проверяет занятость в репертуаре театров или в съемках других картин актеров, которых намечено привлечь к съемкам, а также выясняет их тарифно-квалификационные категории. Подбирает участников групповых и массовых сцен. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Назначает часы явки актеров для гримирования. Организует его участников, дает им творческие задания и следит за их выполнением во время съемки. Регулирует пребывание актеров на съемочной площадке, обеспечивает их отдых в перерывах между съемками. Проверяет вместе с художником-постановщиком подготовленность костюмов и реквизита к предстоящим съемкам. Обеспечивает актеров текстом сцены, назначенной к съемке. Организует вместе с художником-постановщиком одевание и снаряжение актеров, а также участников массовых и групповых сцен. Вызывает на съемки по указанию кинорежиссера дополнительных гримеров, костюмеров и реквизиторов. Информирует кинорежиссера о своевременном и качественном выполнении заказов, сданных цехам киностудии или сторонним организациям. Обеспечивает явку актеров на озвучение фильма и регулирует их работу в течение смены записи. Составляет монтажные листы. Обеспечивает рациональное и правильное применение ставок и расценок при оплате труда актеров, участников эпизодических, групповых и массовых сцен. Докладывает кинорежиссеру о готовности к съемке актеров.

ДИРЕКТОР СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ

Руководит вceй производственно-экономической и финансовой деятельностью съемочной группы, является распорядителем кредитов, отпущенных на постановку картины. Организует выполнение работ по производству фильма в установленные планом сроки и в пределах сметно-финансовых ассигнований, установленных для фильма. Разрабатывает совместно с кинорежиссером-постановщиком, кинооператором-постановщиком и художником-постановщиком лимит на постановку фильма, смету и календарный план на период режиссерской разработки и подготовительный период. Руководит работой и непосредственно участвует в разработке Календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Участвует в создании и защите постановочного проекта. Комплектует совместно с кинорежиссером-постановщиком состав съемочной группы и представляет его на утверждение дирекции киностудии. Организует выбор мест натурных съемок. Руководит выездом в экспедиции и организацией базы съемочной группы. Обеспечивает готовность объектов к съемке. Участвует в приеме готовых декораций. Планирует работу съемочной группы. Определяет совместно с кинорежиссером-постановщиком плановое задание на каждый съемочный день. Руководит работой по заготовке сценическо-постановочных средств и осуществляет контроль за их использованием. Обеспечивает правильное использование съемочной группой транспортных средств. Утверждает акты и подписывает документы, служащие основанием для расчетов с отделами и цехами студии, сторонними организациями и лицами, а также акты на простои и пересъемки и на списание в установленном порядке имущества, пришедшего в негодность, или на уничтожение по ходу съемок. Распоряжается в пределах утвержденной генеральной сметы всеми материалами и денежными средствами, отпущенными съемочной группе, заключает договоры, дает заказы, связанные с постановкой картины. Обеспечивает совместно с подразделениями инженерно-технической службы своевременную сдачу исходных материалов. Совместно со старшим бухгалтером кинокартины (работником централизованной бухгалтерии киностудии) составляет анализ творческо-производственной и финансовой деятельности съемочной группы. Направляет деятельность коллектива съемочной группы на достижение высоких производственно-экономических показателей, обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Осуществляет организацию работ съемочной группы в соответствии с правилами по технике безопасности и охраны труда и контролирует их выполнение. Обеспечивает сохранность собственности и эффективное использование материальных и финансовых средств, отпущенных на производство фильма.

Продолжаем Киномонтажером.

Организует и непосредственно осуществляет творческий процесс монтажа кинофильма. Обеспечивает художественно-техническое качество монтажа. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные Календарно-постановочным планом для проведения монтажно-тонировочных работ. Ведет монтаж фильма по рабочим (позитивным) пленкам в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями кинорежиссера-постановщика параллельно со съемками и по окончании их в монтажно-тонировочном периоде. Отбирает совместно с главным кинооператором фильмотечный материал, а со звукооператором — фонотечный материал для фильма. Руководит бригадой монтажниц, прикрепленных к картине. Обеспечивает выполнение плановых заданий, экономное расходование материалов, повышение производительности труда. Устанавливает в соответствии с планом производственные задания отдельным монтажницам. Осуществляет руководство по систематизации и хранению отснятого позитива изображения и всех записанных фонограмм. Участвует в отборе дублей. Обеспечивает по ходу монтажа оперативную готовность каждого куска и каждой срезки материала. Сверяет весь поступивший в монтажный цех материал с монтажными карточками и подготавливает материал к просмотру его кинорежиссером-постановщиком. Проверяет весь поступивший в монтажный цех материал и выявляет дефекты отдельных дублей. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества картины. Обеспечивает окончание чернового монтажа всего фильма одновременно с окончанием съемочного периода. Информирует кинорежиссера-постановщика и директора съемочной группы о всех случаях существенного отклонения метража смонтированных эпизодов от метража, утвержденного в режиссерском сценарии. Следит по ходу монтажа рабочего позитива за разработкой негатива и подготовкой его к монтажу. Согласовывает с композитором метраж смонтированных эпизодов, идущих под музыкальное сопровождение и дает точную разметку для синхронизации музыкальных акцентов. Осуществляет монтаж всех звуковых плёнок (музыки, реплик и шумов), привлекая к этой работе звукооператора. Проверяет окончательный монтаж фильма под руководством кинорежиссера-постановщика до перевода картины на две пленки, чистоту отделки всех элементов монтажа, уточняет метраж частей и подготавливает картину к перезаписи. Сдает в работу все кадры, требующие лабораторно-трюковой обработки (наплывы, шторки, вытеснения), в сроки, обеспечивающие их своевременное изготовление, и проверяет на экране чистоту и тщательность их выполнения. Сдает после принятия картины на двух пленках рабочий позитив в негативную монтажную для монтажа негатива.
21
12 ноября 2009 в 03:36 Автор: Денис Филюков
 
Константин Веремейчик 12 ноября 2009
Мне показалось что это уже как минимум Звукорежиссер.
Ответить
   
Денис Филюков 17 ноября 2009
Да, сегодня он так называется, но раньше носил более скромное имя звукооператора. Звукорежиссер перекочевало в кино из тв.
Ответить
   
Анна Брандуш 19 ноября 2009
Мне казалось, что «звукорежиссер» и «звукооператор» — это не разные названия одного и того же, а люди, выполняющие разные функции. То, что описано у Вас — звукорежиссер. А звукооператор просто удочку держит :)
Ответить
   
Андрей Каминский 22 ноября 2009
Насколько я помню, первичной записью звука на площадке занимался Оператор первичной записи звука. В кино звукорежиссеров не было. В неигровом звукооператор и синхроны писал, и сведение делал. А часто сам и шумы, и музыку подбирал. Так что должностные обязанности описаны здесь верно. Сам когда-то давно звукооператором телефильма начинал )))
Ответить
   
Денис Филюков 22 ноября 2009
Друзья мои, я привожу здесь выписки из КЛАССИЧЕСКОГО СОВЕТСКОГО сборника должностных инструкций в кино. Моё личное мнение — весь российский продюсерский кинематограф, в основе которого лежат договорные отношение с группой — подобного сборника пока не создал. Вот я и предлагаю общими усилиями, отталкиваясь от классического, но технически устаревшего советского регламента, создать новый. Сначала перечисли бОльшую часть профессий, а потом уж подумаем, кто чем занимется.
Ответить
 
Андрей Каминский 22 ноября 2009
P.S.: Анна, а удочку в игровом держит микрофонный оператор )
Ответить
 
Алексей Аникин 01 февраля 2010
Всё зашибись,но почему-то в обязанностях режиссёра -постановщика я не заметил участия в монтаже и тонировании отснятого материала,зато этим очень плотно занимается второй режиссёр,хотя конечно его частие необходимо как помощника,но не вместо же основного,зато не забыли постановщику приписать ,цитата:"Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите."(здесь я могу согласиться только с дисциплиной).
Ответить
 
Алексей Аникин 01 февраля 2010
Всё зашибись,но почему-то в обязанностях режиссёра -постановщика я не заметил участия в монтаже и тонировании отснятого материала,зато этим очень плотно занимается второй режиссёр,хотя конечно его частие необходимо как помощника,но не вместо же основного,зато не забыли постановщику приписать ,цитата:"Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите."(здесь я могу согласиться только с дисциплиной).
Ответить
 
Алексей Аникин 01 февраля 2010
Всё зашибись,но почему-то в обязанностях режиссёра -постановщика я не заметил участия в монтаже и тонировании отснятого материала,зато этим очень плотно занимается второй режиссёр,хотя конечно его частие необходимо как помощника,но не вместо же основного,зато не забыли постановщику приписать ,цитата:"Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите."(здесь я могу согласиться только с дисциплиной).
Ответить
 
Алексей Аникин 01 февраля 2010
Всё зашибись,но почему-то в обязанностях режиссёра -постановщика я не заметил участия в монтаже и тонировании отснятого материала,зато этим очень плотно занимается второй режиссёр,хотя конечно его частие необходимо как помощника,но не вместо же основного,зато не забыли постановщику приписать ,цитата:"Контролирует соблюдение работниками съемочной группы производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите."(здесь я могу согласиться только с дисциплиной).
Ответить
   
 
Михаил Аранышев 09 ноября 2010
Потому же, почему если на съёмочной площадке происходил несчастный случай, под суд шёл не только директор фильма, но и режиссёр-постановщик. Потому же, почему при перерасходе сметы, постановочного вознаграждения лишали в том числе и режиссёра-постановщика фильма. В советском кино продюсеров не было и значительная часть обязанностей продюсера лежала на режиссёре.
Ответить
   
Алексей Аникин 09 ноября 2010
Режиссёр это творческая единица,он не должен заниматься обеспечением безопастности,для этого имеется спецгруппа, каскадёры,постановщики трюков,это они уже должны выдавать своё заключение и рекомендации,страховкой и страхованием.Что за идиотизм свалить на режиссёра всё,а самим оставаться в рамках узкой специализации,может он ещё всем попки подтирать будет? Режиссёр это человек отвечающий за творческий процесс прежде всего,а сами посудите какое может быть творчество,если он должен думать о деньгах,безопастности,дисциплине,технике,обеспечении т.д. и т.п.? Вот мы и имеем такие фильмы,где сразу с титров понятно,чем на самом деле был занят режиссёр.В этом смысле нам на запад равняться нужно…
Ответить
   
 
Михаил Аранышев 09 ноября 2010
Простите, Вы тексты, на которые отвечаете, до конца дочитываете?
Ответить
   
Алексей Аникин 09 ноября 2010
Пардон,я словосочетание «Потому же» прочитал как «Почему же».Был не прав,считаю своё поведение безобразной ошибкой…)))
Ответить
   
 
Михаил Аранышев 09 ноября 2010
Я скорее хотел обратить Ваше внимание на то, что выдержки-то из советских документов. А в них всегда были пассажи о дисциплине и технике безопасности. Монтажёр, к примеру, не только должен был руководить бригадой монтажниц, но и отвечал за соблюдение ими мер противопожарной безопасности. То есть это просто дежурные пункты. С другой стороны, тексты эти писались ещё во времена нитратных плёнок, а они горели будь здоров.
Ответить
   
Алексей Аникин 10 ноября 2010
А самое главное,что при всей этой убогости,глупости и техническом несовершенстве кино было…и какое.
Ответить
   
 
Михаил Аранышев 11 ноября 2010
Советская система была довольно тщательно передрана со студийной голливудской, так что глупостей в ней было не так много. Из самых очевидных — у нас помощник режиссёра пашет и за clapper, и за script girl. Вроде бы мелочь, а отхаркивается оно нам и поныне.

Остальные профессиональные проблемы нашего кино, вроде той, что фактически мизансцену разводит не режиссёр, а оператор, это следствие не принятой в Советском Союзе системы кинопроизводства. Это следствие нижеплинтусного уровня кинообразования.
Ответить
КиноКруг © 2014